-
Notifications
You must be signed in to change notification settings - Fork 0
/
Copy pathmentorschool_cheatsheet.tex
656 lines (628 loc) · 40 KB
/
mentorschool_cheatsheet.tex
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
\documentclass{article}
\usepackage[landscape]{geometry}
\usepackage{url}
\usepackage{multicol}
\usepackage{amsmath}
\usepackage{esint}
\usepackage{amsfonts}
\usepackage{tikz}
\usetikzlibrary{decorations.pathmorphing}
\usepackage{amsmath,amssymb}
\usepackage{colortbl}
\usepackage{xcolor}
\usepackage{mathtools}
\usepackage{amsmath,amssymb}
\usepackage{enumitem}
\setlist{nosep}
\usepackage{hyperref}
\hypersetup{
colorlinks=true,
urlcolor=blue,
}
\urlstyle{same}
%Russian-specific packages
%--------------------------------------
\usepackage[T2A]{fontenc}
\usepackage[utf8]{inputenc}
\usepackage[russian]{babel}
%--------------------------------------
\makeatletter
\newcommand*\bigcdot{\mathpalette\bigcdot@{.5}}
\newcommand*\bigcdot@[2]{\mathbin{\vcenter{\hbox{\scalebox{#2}{$\m@th#1\bullet$}}}}}
\makeatother
\advance\topmargin-.8in
\advance\textheight3in
\advance\textwidth3in
\advance\oddsidemargin-1.5in
\advance\evensidemargin-1.5in
\parindent0pt
\parskip2pt
\newcommand{\hr}{\centerline{\rule{3.5in}{1pt}}}
%\colorbox[HTML]{e4e4e4}{\makebox[\textwidth-2\fboxsep][l]{texto}
\begin{document}
\begin{center}{\huge{\textbf{Школа наставников 10 – Cheat Sheet v.1}}}\\
\href{https://github.com/egens/mentorschool\_cheatsheet}{https://github.com/egens/mentorschool\_cheatsheet}
\end{center}
\begin{multicols*}{3}
\tikzstyle{mybox} = [draw=black, fill=white, very thick,
rectangle, rounded corners, inner sep=10pt, inner ysep=10pt]
\tikzstyle{fancytitle} =[fill=black, text=white, font=\bfseries]
%------------ Наставник в Практикуме ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Наставник} — более опытный коллега. Он эмоционально поддерживает студентов, помогает в организационных вопросах, передаёт опыт и навыки, вовлекает в сообщество и делится культурой взаимодействия внутри него.\\
\textbf{Подходы}
\begin{enumerate}
\item \textbf{Наставничество} Передать навыки (софт-скиллы и хард-скиллы), культуру взаимодействия, включить в сообщество.
\item \textbf{Преподавание, тренинг} Передать знания или навыки.
\item \textbf{Бизнес-консалтинг} Предложить экспертное решение в ответ на конкретный запрос.
\item \textbf{Коучинг} Помочь клиенту раскрыть потенциал и достичь цели.
\item \textbf{Психотерапия} Помочь клиенту решить личностные проблемы.
\end{enumerate}
\textbf{Наставничество}
\begin{enumerate}
\item Оценить навыки и показатели сотрудника
\item Закрыть пробелы в знаниях
\item Поделиться инсайдерской информацией об особенностях работы в этой отрасли
\item Помочь составить план дальнейших действий
\item Дать обратную связь по прогрессу
\end{enumerate}
\textbf{Функции в практикуме}
\begin{enumerate}
\item Образовательная функция
\item Функция передачи опыта
\item Функция мотивации и поддержки
\end{enumerate}
Помогают – куратор, ревьюер, поддержка. Иногда преподаватели и старшие студенты.\\
\textbf{Ключевые метрики практикума}
\begin{enumerate}
\item Показатель доходимости (Completion rate)
\item Показ. удовлетворённости (Satisfaction rate)
\item Показатель трудоустройств
\item Показатель прохождения испытательного
\end{enumerate}
\textbf{Опережающие показатели}
\begin{enumerate}
\item Показатель доходимости
\item Причины академов и возвратов
\item Мотивация учиться дальше
\item Оценка работы наставника
\item Уверенность в освоенном материале
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Наставник в Практикуме Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Наставник в Практикуме};
\end{tikzpicture}
%------------ Здоровая коммуникация ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Cамонаправленное обучение} (Джеральд Гроу)\\
Зависимый $\rightarrow$ Заинтересованный $\rightarrow$ \\
Вовлечённый $\rightarrow$ Самонаправленный\\
\textbf{Озвучивать и повторять договоренности.}\\
\textbf{Токсичная коммуникация}
\begin{enumerate}
\item Оценка, обобщение – Ты разгильдяй
\item Принижающие сообщения
\item Навязывание решений – Делай, что говорю
\item Манипуляция – подмена следствий, угроза, давление на эмоции
\item Газлайтинг – Этого не было
\end{enumerate}
\textbf{Как правильно}
\begin{enumerate}
\item Вместо оценок и обобщений говорить о конкретных ситуациях и проявлениях.
\item Принижающие высказывания вроде «Ты что, самый умный?» заменить на вопросы «Объясни, пожалуйста, логику своего решения?».
\item Вместо навязывания решений предлагать студентам делать выбор и аргументировать.
\end{enumerate}
\textbf{Алгоритм ненасильственного общения}
\begin{enumerate}
\item Описать факт или наблюдение
\item Предположить чувства или переживания
\item Назвать универсальную потребность
\item Сформулировать возможное решение
\end{enumerate}
\textbf{Потребности в ...}\\
Сотрудничестве – Ясности – Уважении – Безопасности – Поддержке – Понимании\\
\textbf{Губительное сочувствие} – из соображений заботы не дает объективную обратную связь.\\
\textbf{Манипулятивная неискренность} – не высказывает критику из личных мотивов. Например не хочет объяснять всё заново.\\
\textbf{Вызывающая агрессия} – открыто реагирует и при этом преследует личную выгоду. Например критикует, чтобы показать своё превосходство.\\
\textit{\textbf{Радикальная откровенность} – честно говорит студентам об их ошибках. Заботится, чтобы не потеряли мотивацию. Формулирует ОС так, что хочется учиться дальше.}\\
\textbf{Правила ОС.} Конкретная и развивающая. Наставник не закрывает глаза на ошибки и рассказывает, как в следующий раз их можно избежать.\\
Замечания высказывают лично, похвалу — публично.
\end{minipage}
};
%------------ Здоровая коммуникация Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Здоровая коммуникация};
\end{tikzpicture}
%------------ Мотивация по Райану — Деси ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Три основные потребности}
\begin{enumerate}
\item В автономии
\item В компетентности и эффективности
\item В значимых межличностных отношениях, в привязанности
\end{enumerate}
\textbf{Мотивация}
\begin{enumerate}
\item Внешняя – деятельность для удовлетворения запросов извне, получения вознаграждения.
\item Автономная – похожа на внешнюю, но с более высоким уровнем автономии.
\item Внутренняя – ее источник – сам человек, его интересы и стремления.
\end{enumerate}
Для того, чтобы внешняя мотивация превратилась в автономную, студенты должны принять правила и положения, понять их роль в достижении цели.
\textbf{Основа мотивирующего ответа}\\
Опора на внутреннюю или автономную мотивацию.
\begin{enumerate}
\item Личная большая цель
\item Чувство успеха
\item Потребность в познании
\end{enumerate}
\textbf{Внешняя мотивация}
\begin{enumerate}
\item "От" – на отрицательных стимулах
\item "К" – на положительных
\item Подкрепление, чтобы поощрить желательное поведение
\end{enumerate}
Чтобы соблюдали дисциплину, выполняли краткосрочные задачи, действовали по шаблону.\\
Не рекомендуется, если цель — помочь стать самостоятельными и научить креативно решать задачи.
\textbf{Эффект Даннинга — Крюгера}
\begin{enumerate}
\item Медовый месяц
\item Скала смятения
\item Пустыня отчаяния
\item Подъём благоговения
\end{enumerate}
\textbf{Возвращение к реальности}
\begin{enumerate}
\item Фактическое перечисление ошибок и побед
\item Определение того, что ошибки — норма
\item Концентрация на текущей задаче
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Мотивация по Райану — Деси Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Мотивация по Райану — Деси};
\end{tikzpicture}
%------------ Best practice образовательного процесса ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Реакции на вопросы}
\begin{enumerate}
\item Экспертный ответ – на сложные вопросы
\item Менторский вопрос – натолкнуть на решение
\item Переадресация – если вне компетенции
\end{enumerate}
\textbf{Картирование} — соотнесение с учебными или рабочими задачами, с динамикой обучения.\\
\textbf{Декомпозиция} — это расщепление большой задачи на более мелкие.\\
\textbf{Картирование поможет}
\begin{enumerate}
\item Объяснить место темы в программе обучения
\item Соотнести тему с задачами в профессии
\item Поддержать студента в сложном пути
\item Побороть предубеждения из прошлого опыта
\end{enumerate}
\textbf{Виды объяснений}
\begin{enumerate}
\item Сравнение
\item Аналогия
\item Метафора
\item Сторителлинг
\item Визуализация
\end{enumerate}
\textbf{Традиционная модель обучения} - от теории к практике
\begin{enumerate}
\item Презентация
\item Проверка знания
\item Домашнее задание
\item Оценка
\end{enumerate}
\textbf{Цикл Колба} - от опыта к теории через рефлексию
\begin{enumerate}
\item Получение непосредственного опыта
\item Анализ полученного опыта
\item Теоретическое обобщение
\item Проверка теории на практике
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Best practice образовательного процесса Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Best practice образовательного процесса};
\end{tikzpicture}
%------------ Мастерство ведения онлайн-воркшопа ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Цель и образовательные результаты}
\begin{enumerate}
\item Какую проблему студентов решает?
\item Как именно он поможет твоим студентам?
\end{enumerate}
\textbf{Типы воркшопов}
\begin{enumerate}
\item Лайвкодинги или демо — связать теорию из тренажёра с практической работой.
\item Q\&A — ответить на накопившиеся вопросы.
\item AMA — неформальный, установить эмоциональный контакт с группой, наладить общение и преодолеть кризисы.
\end{enumerate}
\textbf{Введение (10–15\% времени)}
\begin{enumerate}
\item Самопрезентация
\item Тема, цель и план воркшопа
\item Актуализация темы – проблемматика, картирование, кейс
\item Сбор ожиданий
\end{enumerate}
\textbf{Основная часть (до 75\% времени)}
\begin{enumerate}
\item Цикл Колба
\item Связки-переходы
\item Презентация
\item Вопросы
\item Коллаборация онлайн
\end{enumerate}
\textbf{Заключение (10–15\% времени)}
\begin{enumerate}
\item Поинтересоваться состоянием участников
\item Обратиться к целям и ожиданиям студентов
\item Собрать личные итоги
\item Пройтись по плану занятия
\item Проверить полученные знания
\item Сказать напутственные слова
\item Дать домашнее задание
\end{enumerate}
\textbf{Правила}
\begin{enumerate}
\item Начинать вовремя — и после перерыва тоже
\item Придерживаться правила одного микрофона
\item Иван Дорн — «не надо стесняться»
\item Участвовать в воркшопе с камерой
\item Уважительно относиться друг к другу
\end{enumerate}
\textbf{Анонс}
\begin{enumerate}
\item «Почему» — какую главную ценность для себя вынесут участники. Ради чего прийти?
\item «Как» — формат. Программировать онлайн? Решать кейсы? Соревноваться группами?
\item «Что» — какие темы и инструменты ты планируешь разобрать.
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Мастерство ведения онлайн-воркшопа Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Мастерство ведения онлайн-воркшопа};
\end{tikzpicture}
%------------ Принципы онлайн-взаимодействия ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Рецепт} Интерактив от ведущего → Реакция аудитории → Обратная связь от ведущего на реакцию\\
\textbf{Реакция аудитории}
\begin{enumerate}
\item Писать в чат
\item Отвечать с использованием онлайн-инстр.
\item Высказываться в небольшой группе
\item Молчать
\item Уходить из трансляции
\end{enumerate}
\textbf{Обратная связь на реакцию аудитории}
\begin{enumerate}
\item Поблагодари участников, признай достижения
\item Сделай комплимент, где это уместно
\item Зачитай комментарии или их часть
\item Поддержи чьё-то мнение
\item Обратись к конкретному участнику
\item Запомни и далее вернись к чьему-то опыту
\item Отвечай на вопросы
\end{enumerate}
\textbf{Универсальные принципы онлайн взаимод.}
\begin{enumerate}
\item Регулярно запускай цикл взаимод. (5-10 мин)
\item Чередуй форматы (+, вопрос, оценка)
\item Проверь инструкцию
\item Следи за исполнением твоей просьбы
\item Вопросы, на которые не страшно отвечать
\end{enumerate}
\textbf{Инструкция}
\begin{enumerate}
\item Смысл упражнения
\item Конкретная цель или задача
\item Правила или ограничения
\item Образ результата
\item Возможность задать вопросы
\end{enumerate}
\textbf{Вопросы, на которые у тебя нет ответа}
\begin{enumerate}
\item Парковать
\item Переадресовывать
\item Брать паузу
\item Предложить обсуждение в чате
\item Вопрос в треде к следующей консультации
\item Дать отсылку на внешний источник
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Принципы онлайн-взаимодействия Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Принципы онлайн-взаимодействия};
\end{tikzpicture}
%------------ Шпаргалка по интерактивам ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Предложи представить новую ситуацию:}
\begin{itemize}
\item «Представьте себе, что… Как бы вы себя чувствовали?».
\end{itemize}
\textbf{Обратись к опыту участников:}
\begin{itemize}
\item «Поделитесь опытом, если вы…».
\item «Что вы можете посоветовать?».
\end{itemize}
\textbf{Проверь полученные знания:}
\begin{itemize}
\item «Давайте посмотрим, что вы усвоили…».
\item «Кто скажет, как, сколько, зачем…».
\end{itemize}
\textbf{Дай задание:}
\begin{itemize}
\item С использованием слайда. Например, попроси решить кейс, найти и исправить ошибку.
\item Устно. Озвучь задачу и попроси участников написать ответы.
\end{itemize}
\textbf{Попроси проголосовать за варианты:}
\begin{itemize}
\item «Выберите и напишите номер варианта...».
\end{itemize}
\textbf{Убедись, что участники следуют за мыслью:}
\begin{itemize}
\item «Если вам понятно, поставьте „+“».
\end{itemize}
\textbf{Добавь геймификацию:}
\begin{itemize}
\item Ставки («Правда/ложь», «Угадайте, что»).
\item Гадание («Выберите один из вариантов и объясните, почему…»).
\item Соревнования («Кто быстрее или необычнее выполнит задание», «Кто первым угадает»).
\item Баттл между командами, если есть возможность для командной работы.
\item Помощь («Кто может подсказать/помочь»).
\item Задание с подсказками, когда даём наводки по мере прохождения.
\item Открытие контента по мере проведения ВШ.
\item Квест. Участники соревнуются на время или проходят задания одной командой.
\item Баллы за действия, приз в конце. Статусы.
\end{itemize}
\textbf{Встрой активные форматы взаимодействия:}
\begin{itemize}
\item Вывод участников в эфир с презентацией.
\item Совместная работа, напр. написание кода.
\item Мозговой штурм на время.
\end{itemize}
\end{minipage}
};
%------------ Шпаргалка по интерактивам Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Шпаргалка по интерактивам};
\end{tikzpicture}
%------------ Чек-лист воркшопа ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{За 2‒3 дня до воркшопа необходимо:}
\begin{itemize}
\item Собрать ожидания о предстоящем воркшопе: о чём студентам важно поговорить, про что они хотели бы послушать.
\item Доделать план воркшопа, продумать тайминг и подготовить презентацию. Не работать над презентацией в ночь перед встречей.
\end{itemize}
\textbf{В день воркшопа:}
\begin{itemize}
\item Проверь, что у тебя работает интернет, запусти «Зум», включи камеру.
\item Лучше, если у тебя будут заряженные ноутбук и телефон. Свет всегда отключают в самое неподходящее время.
\item Обязательно открой каждый пример, который собираешься показывать. Убедись, что всё отображается корректно.
\item Проверь фон и свет. Если фон смущает, можно пользоваться фоном Практикума.
\item Запиши план воркшопа с таймингом, держи его перед глазами.
\item Подготовь таймер, чтобы засекать время.
\end{itemize}
\end{minipage}
};
%------------ Чеклист воркшопа Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Чеклист воркшопа};
\end{tikzpicture}
%------------ Конфликт и сопротивление ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Конфликт} — противостояние, вызванное тем, что у каждой стороны свой интерес.\\
\textbf{Сопротивление} — когда одна сторона не хочет вовлекаться в то, что предлагает другая сторона.
\begin{enumerate}
\item Картируй разбираемые темы
\item Давай чёткие и ясные инструкции
\item Объясняй сложный материал по разному
\item Давай аргументированную обратную связь
\item Хвали за дела, не касаясь личности
\end{enumerate}
\textbf{Обработка сопротивления}
\begin{enumerate}
\item Какая из базовых потребностей не закрыта
\item Определи со студентом шаги для ее закрытия
\item Поблагодари за открытость и сотрудничество
\item Сделай шаги или обозначь сроки
\end{enumerate}
\textbf{Ошибки при обработке сопротиления}
\begin{enumerate}
\item Выход из роли наставника в психологические
\item Сильные негативные эмоции в ответ
\item Не менять поведение при росте сопр.
\end{enumerate}
\textbf{Типы конфликтов и коммуникация}
\begin{center}
\begin{tabular}{ |c|c|c| }
\hline
& \textbf{Конструкт.} & \textbf{Неконструкт.} \\
\textbf{Реалист.} & Адекватная & Осложнённая \\
\textbf{Нереалист.} & Осложнённая & Токсичная \\
\hline
\end{tabular}
\end{center}
\end{minipage}
};
%------------ Конфликт и сопротивление Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Конфликт и сопротивление};
\end{tikzpicture}
%------------ Как действовать при конфликте ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Обработка конфликта}
\begin{enumerate}
\item \textbf{Настрой на сотрудничество}
\item Обозначь суть конфликта и общие цели
\item Обсуди точки зрения сторон
\item Сформулируй совместное решение
\end{enumerate}
\textbf{Отделение личности от роли наставника}
\begin{enumerate}
\item Осознай роли обеих сторон
\item Управляй конфликтом исходя из своей роли
\item Помни общую цель, ищи способы достижения
\item Посоветуй к кому обратиться, если решение конфликта не в твоей зоне ответственности
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Как действовать при конфликте Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Как действовать при конфликте};
\end{tikzpicture}
%------------ Сложные ситуации ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Ошибки}
\begin{enumerate}
\item Пассивно-агрессивный тон и обесценивание
\item Не признавать вину и переход на личности
\item Предлагать студенту «успокоиться»
\item Обобщение и уход в позицию виноватого
\end{enumerate}
\textbf{Best practrice}
\begin{enumerate}
\item Выслушать и сохранять спокойствие
\item Признать значимость проблемы
\item Спросить у студента, какое решение он видит
\item Подчеркнуть общность с собеседником
\end{enumerate}
\textbf{Ловушки}
\begin{enumerate}
\item Потерять смысл что-то делать
\item Попасть в зависимые отношения – контролер, спасатель, жертва
\item Ассоциировать себя с чужими проблемами
\item Стремиться сделать всё слишком идеально
\end{enumerate}
\textbf{Признаки токсичной коммуникации}
\begin{enumerate}
\item Преимущ. публичное высказывание негатива.
\item Неконстр. критика, переход на личности.
\item Угрозы придать проблему огласке или шантаж обращением в инстанции.
\item Постоянный поиск новых конфликтов вне зависимости от действий команды.
\end{enumerate}
С токсичными студентами работает куратор. Если ты подозреваешь, что в общении могут быть проявления токсичной коммуникации:
\begin{enumerate}
\item Вежливо заверши разговор.
\item Сделай скриншот переписки или найди нужный момент в записи воркшопа.
\item Обратись к куратору и лиду сопровождения.
\end{enumerate}
Позиции вины и силы vs \textbf{Партнерская позиция}.
\end{minipage}
};
%------------ Сложные ситуации Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Сложные ситуации};
\end{tikzpicture}
%------------ Методичка по сложным ситуациям ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Повышенная активность отдельных участников}
\begin{enumerate}
\item Поблагодари за участие, дай слово другим.
\item Обратись лично к тем, кто мало участвовал, и попроси их высказаться.
\end{enumerate}
\textbf{Споры с ведущим}
\begin{enumerate}
\item Выслушай и дай ответ с пониманием точки зрения каждого.
\item Нейтралитет к другим участникам.
\item Напомни цель, которую поставили с группой.
\item Подведи итог, резюмируй.
\end{enumerate}
\textbf{Прямой негатив от участников}
\begin{enumerate}
\item Сохраняй спокойствие.
\item Задай вопрос, чтобы понять, в чём проблема.
\item Не переходи на личности, решай ситуацию, опираясь на ваши роли и договорённости.
\end{enumerate}
\textbf{Опоздания}
\begin{enumerate}
\item Начинай вовремя.
\item Поблагодари тех, кто пришёл, но не ставь опоздавших в неловкое положение.
\item Договаривайся не только о промежутке (через 10м), но и точном времени нач. (в 20:15).
\end{enumerate}
\textbf{Пассивность участников}
\begin{enumerate}
\item Начни с закрытых вопросов «на поднятие руки»: «Кто хочет сменить профессию? Поднимите руку», «Кто согласен, что это важная тема? Поставьте „плюс“ в чате».
\item Задавай вопросы, поощряй участие.
\item Обращайся по именам.
\item Руководи очерёдностью высказываний.
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Методичка по сложным ситуациям Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Методичка по сложным ситуациям};
\end{tikzpicture}
\columnbreak
%------------ Комьюнити в Практикуме ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\begin{enumerate}
\item Сообщество помогает достигнуть целей
\item У участн. складывается общая идентичность
\item Практики, принятые в сообществе, воспроизводятся без внешнего продюсирования
\end{enumerate}
\textbf{Советы по формированию комьюнити}
\begin{enumerate}
\item Делись примерами профессиональных сообществ и преимуществ принадлежности к ним.
\item Расскажи, как взаимопомощь поможет освоить материал и достигнуть целей. Лучший способ — обсуждать материалы и делиться логикой размышлений. А не списывать.
\item Приветствуй дискуссии и вопросы в чате.
\item Делись дополнительными материалами, кейсами из профессиональной жизни, примерами выстраивания карьеры. По опыту Практикума, студенты в разы активнее осваивают новую профессию, если их наставник становится не только формальным, но и неформальным лидером группы.
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Комьюнити в Практикуме Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Комьюнити в Практикуме};
\end{tikzpicture}
\columnbreak
%------------ Общение в чате ---------------
\begin{tikzpicture}
\node [mybox] (box){%
\begin{minipage}{0.3\textwidth}
\textbf{Фоллоу-ап по итогам воркшопа}\\
Приветствие → Содержание встречи в двух-трёх предложениях → Подробное описание договорённостей\\
\textbf{Ответы на вопросы студентов в общем чате}
\textbf{Личные посты в общем чате}
\textbf{Сложности письменной коммуникации}
\begin{enumerate}
\item Из-за того, что коммуникация отсрочена, у студентов появляется ощущение покинутости. Особенно если они приходят с «горящей» проблемой, испытывают сильные эмоции.
\item Сложно интерпретировать реакцию, эмоции, когда не видишь человека.
\item Можно ошибиться словом — и исказить смысл. Это приведёт к конфликту.
\item Не всегда ясно, понял ли тебя собеседник.
\end{enumerate}
\textbf{Правила}
\begin{enumerate}
\item Общайся доброжелательно
\item Реагируй на сообщ., регламентируй паузы
\item Разложи по полочкам, форматируй сообщ.
\item Придерживайся структуры – приветствие, суть, вопрос или призыв к действию
\item Переспрашивай
\item Пиши проще
\item Избегай двусмысленных шуток
\item Прочитай перед тем, как отправить
\end{enumerate}
\end{minipage}
};
%------------ Общение в чате Header ---------------------
\node[fancytitle, right=10pt] at (box.north west) {Общение в чате};
\end{tikzpicture}
\end{multicols*}
\end{document}